Как часто можно менять лечащего врача и медицинскую организацию по собственной инициативе? Врачей каких специальностей могут выбирать пациенты и чем ограничен их выбор? Имеет ли медработник право не согласиться с решением пациента?
Как часто можно менять лечащего врача и медицинскую организацию по собственной инициативе? Врачей каких специальностей могут выбирать пациенты и чем ограничен их выбор? Имеет ли медработник право не согласиться с решением пациента? На эти и другие вопросы отвечает Армен Гукасян, юрист, государственный советник I класса.
Что именно может выбрать пациент?
Выбор врача и медицинской организации регламентирован в ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Гражданин имеет право на выбор медицинской организации (МО) и врача при оказании ему бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий один раз в год. Выбор врача как в МО по месту жительства, так и вне ее осуществляется с учетом согласия самого медработника. Пациент может выбирать врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации. При этом выбор врачей с узкой специализацией не предусмотрен.
Как осуществляется выбор?
Порядок выбора МО при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий утвержден приказом Минздрава РФ от 26.04.2012 № 406н (приказ № 406н). В соответствии с п. 3 приказа № 406н выбор и замена медицинской организации возможны при достижении совершеннолетия и по другим основаниям. Во избежание конфликтных ситуаций при выборе МО гражданин (законный представитель) должен быть ознакомлен с перечнем врачей, которых можно выбрать, а также с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведениями об обслуживаемых ими территориях (врачебных участках) при оказании медицинской помощи на дому (п. 6 приказа № 406н). Эти сведения дополняются установленными нормативами нагрузки на врача, фактическим объемом работы (периоды эпидемий, ежедневные вызовы).
А если врач не согласен?
Врач не может быть принужден к выполнению дополнительной работы. Кроме этого, он может отказаться от наблюдения вновь прикрепленных граждан по причине слабого собственного здоровья, удаленности места жительства, сменной работы, по семейным обстоятельствам и др. При этом руководитель, независимо от объективных проблемных факторов, обязан организовать гражданину получение качественной медицинской помощи из фактически имеющихся в наличии специалистов, так как в противном случае нарушается нормативно-правовое регулирование данного вопроса.
Что делать в случае конфликта?
Участковый врач-терапевт пациентов не выбирает. При наличии неустранимого конфликта пациента с врачом руководство обязано решить вопрос получения пациентом медицинской помощи в соответствии с приказом Минздрава РФ от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». В случае неприязненных отношений между врачом и родителем (законным представителем) при оказании медицинской помощи ребенку, руководство МО обязано действовать в соответствии с приказом Минздрава РФ от 07.03.2018 № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям».
Конфликт врача с пациентом следует попытаться устранить путем объективного трехстороннего рассмотрения его причин (при необходимости с участием профсоюзной организации). В крайней ситуации, когда взаимодействие врача с пациентом исключено, врач аргументировано излагает доводы, которые не позволят бесконфликтно оказывать медицинскую помощь, и руководство организует оказание медицинской помощи на постоянной основе другим врачом.
Автор статьи: Армен Гукасян, юрист, государственный советник I класса.
Армен Гукасян
Комментарии (2)