Целью этого исследования (VIPA) было изучение влияния различных характеристик виртуальной реальности на приемлемость этого метода и интенсивность боли на основании данных нескольких исследований по оценке целесообразности вмешательства при синдроме фибромиалгии.
При синдроме фибромиалгии виртуальная реальность, основанная на осознанности, является безопасным, приемлемым и высокоэффективным вариантом лечения.
Целью этого исследования (VIPA) было изучение влияния различных характеристик виртуальной реальности на приемлемость этого метода и интенсивность боли на основании данных нескольких исследований по оценке целесообразности вмешательства при синдроме фибромиалгии.
В исследование были включены пациенты (n = 26) с диагнозом синдрома фибромиалгии (средний (стандартное отклонение) возраст 48 ± 14 лет, 88 % женщин). В ходе исследования были изучены четыре различные системы виртуальной реальности, представляющие ряд представленных на рынке технологий. Каждый участник имел возможность опробовать каждую из систем в течение пяти минут, при этом порядок их использования был случайным. Интерактивная программа виртуальной реальности, используемая с каждым шлемом виртуальной реальности, была разработана в сотрудничестве с отраслевыми партнерами и создана специально для удовлетворения потребностей пациентов с хронической болью.
Перед началом исследования участники заполнили опросники по оценке исходного уровня, включая пересмотренный опросник для оценки влияния фибромиалгии (FIQR; общая оценка: 0–100), визуальную аналоговую шкалу интенсивности боли (ВАШ; 0–10) и краткую форму опросника для оценки интенсивности боли МакГилла (MPQ-SF; общая оценка: 0–45). Оценки по ВАШ и MPQ-SF также регистрировали приблизительно через 15 минут после использования четвертого шлема виртуальной реальности (после вмешательства).
Кроме того, данные о приемлемости собирали с помощью опросников с использованием 7-балльной рейтинговой шкале Ликерта (от 1 — полностью не согласен до 7 — полностью согласен). Для оценки любых потенциальных побочных эффектов использовали опросник по оценке укачивания в среде виртуальной реальности (VRSQ), в котором степень тяжести побочных эффектов измеряется по шкале от 0 до 100.
Степень тяжести заболевания варьировала от средней до крайне тяжелой, со средней оценкой по шкале FIQR 65 ± 16. После применения всех вариантов шлемов виртуальной реальности участники сообщили о среднем снижении общей оценки по MPQ-SF на 40 % по сравнению с исходным уровнем (исходная оценка: 24 ± 9, оценка после вмешательства: 15 ± 9). Также наблюдалось снижение на 24 % средней оценки интенсивности боли по визуальной аналоговой шкале (ВАШ) (исходная оценка: 5,5 ± 1,9, оценка после вмешательства: 4,0 ± 1,9), а у одного участника даже наблюдалось снижение оценки по ВАШ на 80 % (изменение оценки по ВАШ: 5,9).
Добровольцы отмечали более высокий уровень приемлемости применения систем виртуальной реальности, особенно с точки зрения погружения, удобства использования, качества и комфорта. Установлено, что средняя общая оценка шлема виртуальной реальности варьирует от 77 до 97 баллов из 105. Побочные эффекты были легкой степени и редкими, со средней общей оценкой по VRSQ 17 ± 12 для разных устройств. Кроме того, 100 % участников согласились с тем, что они были бы готовы регулярно использовать виртуальную реальность дома для обезболивания (средняя оценка 6,5 ± 0,6).
Были зарегистрированы многообещающие результаты применения виртуальной реальности для снижения интенсивности боли у пациентов с синдромом фибромиалгии, наряду с высокой приемлемостью метода и минимальными побочными эффектами. Участники также выразили готовность применять ее в домашних условиях для лечения боли. Полученные результаты указывают на значительный потенциал виртуальной реальности как доступного варианта лечения хронической боли в домашних условиях.
Rheumatology
Attention-based virtual reality - A Safe, Acceptable and Potentially Highly Effective Treatment for Fibromyalgia Syndrome: Findings from The VIPA Study
Jordan Tsigarides и соавт.
Комментарии (0)