Кризис, вызванный пандемией COVID-19, привел к огромным потрясениям в секторе здравоохранения, побудив его инвестировать больше средств в развитие инновационных технологий. Во время вспышки инфицирования вирусом SARS-CoV-2 некоторые технологические платформы в сфере здравоохранения начали интенсивно развиваться, и, как ожидается, именно с их помощью станет возможным изменить будущее медицины. Достижения в области цифрового здравоохранения — важный движущий фактор обеспечения равенства в предоставлении услуг здравоохранения. Телемедицина — одна из таких новых тенденций в области цифрового здравоохранения, которая помогает обеспечить равенство в вопросах оказания медицинской помощи по всему миру[1].
Телемедицина — это использование технологий цифровой связи с помощью таких аппаратных средств, как планшеты, ноутбуки, настольные компьютеры и мобильные телефоны, для виртуального медицинского обслуживания. Она подразумевает взаимодействие между пациентами и медицинским персоналом по электронной почте, телефону, видеосвязи или видеоконференции, с помощью дистанционных устройств и Интернета для своевременного оказания медицинских услуг, информирования и обучения. Благодаря технологиям телемедицины пациенты могут легко связаться с работниками здравоохранения, которые обеспечат диагностику, наблюдение и лечение множества хронических и острых заболеваний[2, 3].
Средства телемедицины, первоначально разработанные для предоставления основного медицинского обслуживания пациентам из сельской местности и регионов с недостаточным уровнем медицинской помощи, нашли более широкое применение после начала пандемии COVID-19[3]. Поскольку из-за социального дистанцирования пациенты стали реже посещать медицинские учреждения, поставщикам медицинских услуг пришлось незамедлительно перейти на оказание виртуальной помощи[1]. Достижения в области информационных технологий в медицине и расширение доступа к услугам системы здравоохранения обусловили развитие телемедицины. Повышение значимости таких факторов, как удовлетворенность пациентов лечением, предоставление качественной помощи и сокращение затрат, также ускорило внедрение средств телемедицины[3].
Цель телемедицины заключается в улучшении доступа к услугам здравоохранения и снижении расходов на медицинское обслуживание[4]. В настоящее время внедряются многочисленные технологии телемедицины в качестве экономически эффективного способа предоставления качественных медицинских услуг[3]. Эта статья поможет вам узнать больше о цифровом здравоохранении и понять важность этих инноваций с точки зрения обеспечения равенства в предоставлении медицинской помощи, а также их роль в будущем здравоохранения.
Значимость телемедицины
В последние годы подход к оказанию медицинской помощи существенно изменился благодаря средствам телемедицины. Сегодня пациенты могут обратиться к своему лечащему врачу или другим медицинским работникам, не выходя из дома и не теряя времени, ожидая приема. Телемедицина имеет и множество других преимуществ, но главная ее задача — улучшение системы здравоохранения и обеспечение равенства в предоставлении медицинской помощи[1].
Рассмотрим потенциальные преимущества телемедицины более подробно.
Использование средств телемедицины позволило расширить доступ к ресурсам системы здравоохранения[1]. Благодаря телемедицине люди, проживающие в отдаленных и сельских районах, получают доступ к качественной диагностике, консультациям и лечению[5]. Она также повышает доступность медицинских услуг для уязвимых, с точки зрения медицины, групп населения и в регионах, не обеспеченных транспортом или медицинским персоналом[1].
По сравнению с обслуживанием пациентов в рамках личных посещений больниц и клиник доступ к медицинским услугам можно улучшить, предоставив пациентам и членам их семей возможность пользоваться телемедицинскими услугами на дому[5]. Например, использование средств телестоматологии позволит пациентам консультироваться с лицензированными стоматологами с помощью мобильного приложения, не посещая клинику. После отправки фотографий пациенты могут получить индивидуальную консультацию по улучшению здоровья полости рта[6].
Виртуальное предоставление медицинских услуг также позволит свести к минимуму беспокойство и стресс, которые пациенты испытывают при посещении больницы, и сократить время ожидания приема. Таким образом врачи смогут ежедневно принимать больше пациентов[2].
Ознакомление с
информацией в режиме онлайн и автоматические напоминания позволяют повысить
уровень вовлеченности пациентов в процесс лечения[2].
Пациенты с хроническими заболеваниями, которым требуются частые обследования,
могут проходить их дистанционно в случаях, когда личное посещение врача не
требуется[1]. Пациенты, которые не приходят на прием в
клинику из-за проблем с передвижением, инвалидности или сложностей с
транспортом, также могут получать консультации в любом удобном месте с любого
доступного устройства[2].
Например, с помощью беспроводного датчика и одноразовых электродов в виде пластырей, размещаемых на животе беременной женщины, медицинский персонал может дистанционно контролировать показатели жизненно важных функций как плода, так и матери, чтобы свести к минимуму ненужные физические контакты[6].
С помощью
средств телемедицины также можно:
Такой уровень вовлеченности позволяет пациентам лучше следить за здоровьем и обращаться за помощью до того, как их состояние станет критическим[2].
Одно из важнейших преимуществ телемедицины — это значительное улучшение результатов лечения пациентов[2]. Использование средств телемедицины позволяет снизить количество осложнений, о которых сообщают пациенты, повысить удовлетворенность пациентов лечением и, возможно, снизить уровни смертности[2, 3]. Также телемедицина позволяет улучшить качество медицинской помощи за счет повышения ее эффективности, доступности, оперативности и гибкости, а также более доступных цен на медицинские услуги. Кроме того, она обеспечивает своевременный обмен информацией между пациентами или членами их семей и лечащим врачом[5].
Постоянный контакт может помочь медицинским работникам укрепить связи с пациентами и избежать различных неблагоприятных последствий в результате несвоевременных или пропущенных приемов[1]. Это также дает пациентам возможность самоконтроля и внесения важных корректировок, позволяющих предотвратить госпитализацию[5]. Благодаря технологии удаленного мониторинга с успехом решаются проблемы, связанные с ведением пациентов с заболеваниями сердца, сахарным диабетом, повышенным артериальным давлением, а также нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата и нарушениями поведения[2].
Посещение больниц связано с финансовыми затратами и не всегда необходимо. Теперь пациенты с заболеваниями в острой фазе могут незамедлительно получить помощь, не подвергая себя риску заражения вирусом SARS-CoV-2[2]. Использование средств телемедицины помогает избежать прямых физических контактов между медицинскими работниками и пациентами, при этом обеспечивая непрерывность предоставления медицинских услуг населению и способствуя снижению заболеваемости и смертности, связанных со вспышкой заражения вирусом SARS-COV-2[8].
С помощью телемедицины также можно защитить пациентов с повышенным риском развития осложнений коронавирусной инфекции (COVID-19)[2]. Использование этой виртуальной платформы, основанной на технологиях, может обеспечить непрерывность оказания медицинской помощи без увеличения риска заражения[9].
Еще одно
важное преимущество — сокращение затрат. Использование средств
телемедицины обеспечивает быстрое и более эффективное медицинское обслуживание
при меньших финансовых затратах. Это позволяет поставщикам услуг снижать
расходы за счет минимизации расстояния и времени, необходимых для проведения
лечения[2]. Это также позволяет свести к минимуму
транспортные расходы, которые часто обременительны для пациентов с низким
социально-экономическим статусом[4].
Телемедицина позволяет врачам проводить виртуальную оценку, диагностику и лечение пациентов[10]. И в этом имеется множество преимуществ как с точки зрения пациентов, так и с точки зрения медицинских работников. Однако есть ряд факторов, препятствующих широкому распространению телемедицины[3].
С точки зрения поставщиков медицинских услуг, к таким факторам относятся:
- льготное обеспечение;
- нормативные и правовые барьеры (обременительные ограничения и правила);
- возможности масштабирования системы.
С точки зрения пациентов, к таким факторам относятся:
- осведомленность;
- доступ;
- меры безопасности (безопасность персональных данных о состоянии здоровья, передаваемых в электронном виде).
Однако многообещающие возможности использования средств телемедицины превосходят небольшие препятствия, с которыми можно столкнуться при внедрении соответствующих технологий в практику[2, 9]. Несмотря на эти препятствия, технологии телемедицины, по всей видимости, будут получать все более широкое распространение по мере того, как пациенты и поставщики медицинских услуг будут привыкать к такому формату взаимодействия вместо общения при личной встрече[3].
Дальнейшие
перспективы
Развитие медицинского обслуживания идет рука об руку с развитием технологий. Телемедицина включает в себя такие услуги в сфере здравоохранения, как образование и исследования в области медицины, беспроводные медицинские приложения, дистанционное наблюдение пациентов, консультирование пациентов по видеосвязи и передача медицинских данных с помощью видео- и аудиотехнологий[3].
Население нуждается в простых и последовательных цифровых решениях, которые помогут получать лекарственные препараты, записываться на прием и получать важную информацию и советы касательно здоровья. Предполагается, что телемедицина не будет преходящим явлением в здравоохранении, а станет важным компонентом комплексного плана медицинского обслуживания и позволит повысить удовлетворенность как врачей, так и пациентов[1].
Катастрофическое распространение COVID-19 потребовало быстрого принятия эффективных решений для борьбы с этой вирусной инфекцией. С этой точки зрения, использование технологий телемедицины может помочь снизить нагрузку на врачей и национальные системы здравоохранения. Внедрение этой цифровой платформы может упростить диагностику и лечение пациентов[5].
Телемедицина продолжает привлекать огромные инвестиции, причем с ее помощью обеспечивается большая финансовая приемлемость, эффективность и доступность медицинских услуг для всего населения[1]. Следует способствовать использованию средств телемедицины для оказания помощи при хронических и острых заболеваниях, а также в рамках оказания первичной и специализированной медицинской помощи[11]. Вместо того, чтобы рассматривать телемедицину в качестве экспериментального варианта, медицинские учреждения, врачи и пациенты должны использовать ее в полной мере для оптимизации и повышения эффективности медицинской помощи[1, 5].
Список литературы
1. Digital Health Trends 2021: 5
Technologies That Will Define the Future of Healthcare. Доступно
по ссылке: https://masschallenge.org/article/digital-health-trends
(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).
2. Telehealth: Benefits and
Challenges to Consider When Implementing the Healthcare of the Future. Доступно
по ссылке: https://welkinhealth.com/telehealth-benefits-and-challenges/
(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).
3. Gajarawala SN, Pelkowski JN. Telehealth benefits and barriers. The Journal for Nurse Practitioners. 2021 Feb 1;17(2):218-21.
4. Mechanic OJ, Persaud Y, Kimball AB. Telehealth systems. Портал StatPearls (в Интернете). Трежер-Айленд, штат Флорида: StatPearls Publishing; 18 сентября 2021 г. PMID: 29083614. Идент. номер на книжной полке: NBK459384.
5. Senbekov M, Saliev T, Bukeyeva Z, Almabayeva A, Zhanaliyeva M, Aitenova N et al. The recent progress and applications of digital technologies in healthcare: a review. International journal of telemedicine and applications. 2020 Dec 3;2020.
6. 10 innovative examples of telehealth in action. Доступно по ссылке:https://www.philips.com/a-w/about/news/archive/features/2021/20210401-10-innovative-examples-of-telehealth-in-action.html (дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).
7. Telehealth:
The Advantages of Telemedicine. Доступно по ссылке: https://www.cloverinternalmedicine.com/blog/telehealth-virtual-care
(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).
8. Monaghesh E, Hajizadeh A. The role of telehealth during COVID-19 outbreak: a systematic review based on current evidence. BMC Public Health. 2020 Dec;20(1):1-9.
9. Telehealth benefits &
challenges. Доступно по ссылке:
https://www.healthstream.com/resource/blog/telehealth-benefits-challenges
(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).
10. 7 Trends Shaping the Future of
Telemedicine in Healthcare. Доступно по ссылке: https://appinventiv.com/blog/top-telehealth-trends/
(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).
11.
Centers for Disease Control and Prevention. Using Telehealth to Expand Access
to Essential Health Services during the COVID-19 Pandemic.
Доступно по ссылке: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/hcp/telehealth.html (дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).
Комментарии (0)