Доказательства того, что оксикодон является эффективным средством лечения диабетической нейропатии с болевым синдромом или постгерпетической невралгии, характеризуются очень низким уровнем убедительности.
Нейропатическая боль — это состояние, которое часто возникает при сахарном диабете. Для купирования нейропатической боли используются, как правило, опиоидные анальгетики, а также оксикодон. Согласно данным большинства обзоров, все опиоиды исследовались совместно. В настоящем обзоре особое внимание уделяется оксикодону (при использовании любых доз и путей введения). Для определения его анальгетической эффективности и нежелательных явлений при купировании хронической нейропатической боли у взрослых пациентов было проведено исследование. С целью сбора информации для первоначального обзора 6 ноября 2013 г. в Кокрановском центральном реестре контролируемых исследований (Cochrane Central Register of Controlled Trials, CENTRAL), а также в базах данных MEDLINE и EMBASE был выполнен поиск статей, опубликованных с момента открытия указанных баз по 06 ноября 2013 г. Для составления обновленной версии обзора авторы выполнили поиск статей, опубликованных в период с января 2013 г. по 21 декабря 2015 г. Кроме того, исследователи анализировали списки литературы в обнаруженных публикациях и обзорах, а также проверили два электронных реестра клинических исследований. Настоящая обновленная версия обзора отличается от предыдущей тем, что включает исследования, посвященные применению оксикодона в сочетании с налоксоном, а также оксикодона в качестве вспомогательной терапии при стабильном, но недостаточно эффективном лечении препаратами других классов.
Исследование было проведено с целью сравнения любой дозы и любой формы оксикодона с плацебо или другим активным препаратом при лечении хронической нейропатической боли. Два автора независимо друг от друга выполняли анализ качества исследований и потенциальных неточностей, связанных с систематическими ошибками, а также сбор данных об эффективности и нежелательных явлениях. Применяя стандартный метод расчета отношения рисков и числа больных, которых необходимо лечить (ЧБНЛ) для получения одного дополнительного исхода, исследователи использовали дихотомические данные в случаях, когда был возможен объединенный анализ. Таблица «Обзор результатов» была составлена на основании оценки полученных данных в соответствии с рекомендациями по разработке, оценке и экспертизе степени обоснованности клинических рекомендаций (Grading of Recommendations Assessment, Development and Evaluation, GRADE).
В пяти исследованиях принимали участие 687 пациентов; 637 человек страдали диабетической нейропатией с болевым синдромом; также были включены данные 50 больных с постгерпетической невралгией. Во всех исследованиях в качестве препарата сравнения использовали плацебо, тогда как в одном исследовании применяли активное плацебо (бензтропин). Дозу оксикодона модифицированного высвобождения (оксикодон-МВ) подбирали так, чтобы препарат оказывал эффективное действие и хорошо переносился. В одном исследовании использовали фиксированную комбинацию оксикодона-МВ и налоксона. Согласно результатам трех исследований, при монотерапии оксикодоном-МВ отмечалось более выраженные снижение интенсивности боли и удовлетворенность пациентов, чем при использовании плацебо. При проведении исследования, в ходе которого оксикодон-МВ добавляли к стабильной текущей терапии габапентином, результат был аналогичным, однако какой-либо дополнительный эффект, обусловленный добавлением оксикодона-МВ и налоксона к стабильной текущей терапии прегабалином, отсутствовал.
В трех исследованиях с участием 537 пациентов, страдавших диабетической нейропатией с болевым синдромом, были зарегистрированы клинические исходы, которые соответствовали «умеренной пользе» (снижение интенсивности боли как минимум на 30 % либо существенное или очень существенное улучшение) и наблюдались у 44 % участников, получавших оксикодон, а также у 27 % участников, получавших плацебо (ЧБНЛ для получения одного дополнительного благоприятного исхода = 5,7). По завершении всех исследований были рассчитаны средние групповые оценки интенсивности боли. В ходе трех исследований уменьшение боли и удовлетворенность пациентов были лучше при монотерапии оксикодоном-МВ, чем при использовании плацебо. При проведении исследования, в ходе которого оксикодон-МВ добавляли к стабильной текущей терапии габапентином, результат был сопоставимым, однако какой-либо дополнительный эффект, обусловленный добавлением оксикодона-МВ и налоксона к стабильной текущей терапии прегабалином, отсутствовал. При монотерапии оксикодоном-МВ количество нежелательных явлений было больше (86 %), чем при использовании плацебо (63 %); индекс потенциального вреда (ИПВ) составил 4,3.
По таким критериям, как частота возникновения серьезных нежелательных явлений (оксикодон 3,4 %, плацебо 7,0 %), а также частота отмены препарата из-за развития нежелательных явлений (оксикодон 11 %, плацебо 6,4 %), статистически значимое различие между группами отсутствовало. При использовании оксикодона-МВ отмена лечения вследствие неэффективности наблюдалась реже (1,1 %), чем при применении плацебо (11 %). При этом ЧБНЛ для предотвращения одной отмены равнялось 10. Аналогичные результаты были получены и в исследованиях вспомогательной терапии.
Доказательства того, что оксикодон является эффективным средством лечения диабетической нейропатии с болевым синдромом или постгерпетической невралгии, характеризуются очень низким уровнем убедительности. Доказательства эффективности указанного препарата при лечении других заболеваний, сопровождающихся нейропатической болью, отсутствовали. В то же время типичные для опиоидов нежелательные явления наблюдались часто.
Cochrane Database of Systematic Reviews
Oxycodone for neuropathic pain in adults
Helen Gaskell и соавт.
Комментарии (0)