Результаты свидетельствовали о том, что различие между пациентами с фибромиалгией и нейропатической болью отсутствовало. Единственным отличием было то, что пациенты, страдавшие ФМ, ощущали, что лучше контролируют боль, чем пациенты с НП.
Нейропатическая боль возникает в результате метаболического поражения первичных афферентных нейронов. Нарушения чувствительности включают онемение, ощущение покалывания и жжения и боль, напоминающую удар электрического тока. Фибромиалгия — это хронический болевой синдром, который характеризуется распространенной болью, преимущественно в глубоко расположенных тканях (мышцах и суставах). Пациенты могут испытывать атипичную боль и страдать частыми сопутствующими заболеваниями, такими как нарушения сна и аффективные расстройства.
Патогенетические факторы и распространение боли у лиц с диабетической нейропатией и фибромиалгией существенно отличаются. В то же время при обоих заболеваниях отмечаются аналогичные жалобы на атипичные сенсорные ощущения и боль. Пациентам с хронической болью полезно изучить адаптивные стратегии преодоления стресса. Однако ученые расходятся во мнениях относительно стратегий, эффективных в данной группе пациентов, а предыдущие исследования характеризуются противоречивыми результатами. В одном из исследований ученые оценивали стратегии преодоления стресса в двух разных группах пациентов с хронической болью, а также в группе здоровых контрольных субъектов.
В ходе исследования 30 пациентов с нейропатической болью (НБ), 28 пациентов с фибромиалгией (ФМ) и 26 здоровых добровольцев, не испытывающих боль, заполняли опросник по стратегиям преодоления стресса (Coping Strategy Questionnaire, CSQ-48/27) и ежедневно оценивали интенсивность боли. Результаты свидетельствовали о том, что различие между пациентами с фибромиалгией и нейропатической болью отсутствовало. Единственным отличием было то, что пациенты, страдавшие ФМ, ощущали, что лучше контролируют боль, чем пациенты с НП. Обе группы чаще использовали неадаптивные/пассивные стратегии преодоления стресса, но в то же время применяли адаптивные/активные стратегии более интенсивно, чем здоровые участники.
Пациенты с высоким уровнем применения пассивных стратегий чувствовали, что контролируют боль хуже, чем пациенты с низким уровнем использования пассивных стратегий. Данная тенденция отсутствовала у пациентов с нейропатической болью. Таким образом, важное следствие для клинической практики заключается в том, что пассивные стратегии адаптации должны трансформироваться в активные, особенно у пациентов с ФМ. В противном случае в обеих группах должна применяться одна и та же модель психокоррекции, поскольку они используют аналогичные способы адаптации.
Scandinavian Journal of Psychology
A comparison of coping strategies in patients with fibromyalgia, chronic neuropathic pain, and pain-free controls
Sidsel Baastrup и соавт.
Комментарии (0)