EN | RU
EN | RU

Поддержка Медзнат

Назад

Эффективность применения различных лекарственных препаратов в краткосрочной и долгосрочной терапии бессонницы

бессонница бессонница
бессонница бессонница

ЧТО НОВОГО?

Если учесть результаты, полученные при оценке по различным показателям в разных временных точках краткосрочной и долгосрочной терапии бессонницы у взрослых, можно сделать вывод о том, что лемборексант и эсзопиклон обладают наиболее благоприятными профилями с точки зрения переносимости, безопасности и эффективности применения.

При проведении систематического обзора и сетевого метаанализа были получены достоверные доказательства, которые могут использоваться для принятия обоснованных решений о лекарственной терапии пациентов, страдающих бессонницей, с включением в этот процесс самих пациентов, осуществляющих уход лиц, практикующих врачей и разработчиков терапевтических стратегий. Цель исследования состояла в определении относительной эффективности применения различных препаратов в рамках краткосрочного и долгосрочного лечения бессонницы у взрослых.

Комплексный поиск опубликованных и неопубликованных результатов рандомизированных контролируемых исследований проводили в таких базах данных, как Международная платформа регистрации клинических исследований ВОЗ, Кокрейновский центральный реестр контролируемых исследований, Embase, MEDLINE, PubMed, PsycINFO и ClinicalTrials.gov, а также на веб-сайтах регуляторных органов. Были рассмотрены результаты исследований, в которых проводили оценку эффективности применения различных препаратов в виде монотерапии у взрослых (в возрасте 18 лет и старше), страдающих бессонницей, по сравнению с плацебо. Степень достоверности доказательств определяли с использованием модели достоверности в рамках сетевого метаанализа (CINeMA).

Основными конечными точками были безопасность (т. е. количество пациентов, у которых возникло как минимум одно нежелательное явление), эффективность (т. е. оценка качества сна с использованием опросника, самостоятельно заполняемого пациентом) и частота прекращения лечения по любой причине, в частности из-за развития побочных эффектов. Расчет отношения шансов (OШ) и суммарной стандартизованной разности средних (СРС) выполняли в рамках попарного и сетевого метаанализа со случайными эффектами.

Было рассмотрено 170 исследований (36 препаратов, 47 950 участников). Критериям включения в сетевой метаанализ соответствовали 154 двойных слепых рандомизированных контролируемых исследования (30 препаратов, 44 089 участников). При краткосрочной терапии такие препараты, как зопиклон, бензодиазепины, селторексант, доксиламин, лемборексант, эзопиклон и золпидем превосходили плацебо по эффективности (диапазон СРС: 0,36–0,83). Мелатонин, рамелтеон и залеплон были менее эффективны по сравнению с бензодиазепинами, эзопиклоном, золпидемом и зопиклоном (СРС: 0,27–0,71).

По сравнению с рамелтеоном, при применении эзопиклона и бензодиазепинов среднего и длительного действия случаев отмены лечения по любой причине было меньше. По сравнению с плацебо, при применении зопиклона и золпидема случаев отмены лечения по причине развития нежелательных явлений было больше (ОШ при применении зопиклона: 2,00; ОШ при применении золпидема: 1,79). Кроме того, при применении зопиклона количество случаев отмены лечения было больше по сравнению с применением эзопиклона (ОШ: 1,82), даридорексанта (OR: 3,45) и суворексанта (ОШ: 3,13). По показателю количества участников на момент завершения исследований, у которых возникли побочные эффекты, значения при применении зопиклона, эзопиклона, золпидема и бензодиазепинов были выше по сравнению с применением плацебо, доксепина, селторексанта и залеплона (диапазон ОШ: 1,27—2,78).

При долгосрочном лечении по сравнению с плацебо более эффективными были лемборексант и эзопиклон (СРС при применении лемборексанта: 0.41; СРС при применении эзопиклона: 0,63). Применение эзопиклона также было более эффективным по сравнению с рамелтеоном (СРС: 0,63) и золпидемом (СРС: 0,60). При применении эзопиклона и золпидема частота отмены лечения по любой причине была ниже по сравнению с рамелтеоном (ОШ при применении эсзопиклона: 0,43; ОШ при применении золпидема: 0,43), хотя на фоне терапии золпидемом вероятность развития побочных эффектов по сравнению с плацебо была выше (ОШ: 2,00). Профиль безопасности эзопиклона и лемборексанта в целом был благоприятным. Однако при применении эсзопиклона могут развиваться серьезные нежелательные явления.

Данные о безопасности применения лемборексанта были разнородными. Хотя применение доксепина, селторексанта и залеплона хорошо переносилось, данных для того, чтобы сделать обоснованные выводы об их эффективности и других значимых результатах их применения, было недостаточно. В краткосрочном лечении бессонницы многие из одобренных лекарственных препаратов, таких как тразодон, суворексант, бензодиазепины и даридорексант, могут быть эффективными. Однако они могут плохо переноситься либо могут отсутствовать данные об их эффектах в долгосрочном периоде. При лечении препаратами, которые не одобрены к применению по соответствующему показанию, такими как рамелтеон и мелатонин, значимых преимуществ не наблюдалось. Полученные результаты могут помочь в выборе лечения, основанного на доказательной медицине.

Источник:

The Lancet

Публикация:

Comparative effects of pharmacological interventions for the acute and long-term management of insomnia disorder in adults: a systematic review and network meta-analysis

Авторы:

Franco De Crescenzo и соавт.

Комментарии (1)

Рекомендации

Вы хотите удалить этот комментарий? Пожалуйста, укажите комментарий Неверное текстовое содержимое Текст не может превышать 1000 символов Что-то пошло не так Отменить Подтвердить Подтвердить удаление Скрыть ответы Вид Ответы Смотреть ответы en ru ua
Попробуйте поиск по словам: